Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение 
«Средняя общеобразовательная школа №4 
с углубленным изучением английского языка»

629306, Россия, ЯНАО,
г. Новый Уренгой,
ул. Молодежная, д.23

+7 (3494) 23-90-32

2018 год - Гражданской активности и волонтерства


Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение 
«Средняя общеобразовательная школа №4
с углубленным изучением английского языка»

Авторизация
Регистрация

Образовательные программы

Описание образовательных программ

Основная образовательная программа начального общего образования

1.1. Пояснительная записка

 Основная образовательная программа  начального общего образования  (далее – ООП НОО) муниципального  автономного общеобразовательного учреждения  «Средняя общеобразовательная школа № 4 с углублённым изучением английского языка» (далее – Учреждение) направлена на контингент учащихся и родителей, ориентированных на углубленное изучение иностранного (английского) языка, обеспечивающего межкультурное общение и коммуникацию.

В ООП НОО учтены личностный и профессиональный потенциал родителей, школьные традиции внеклассной  и воспитательной работы, возможности городской среды  и социальных партнеров, запросы учащихся и  родителей в сфере  образования,  профессиональный уровень педагогов, особенности материально-технической базы.   

            ООП НОО разработана на основе следующей нормативно - правовой базы:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р /с изменениями от 8 августа 2009 г.);

- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (приказ Президента РФ от 04 февраля 2010 г. N Пр-271);

- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях /Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 / Постановление Главного государственного санитар­ного врача РФ от 29 декабря  2010 г.  N 189/;

- Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы (Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 N 61/ред. от 20.12.2011);

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки от 26 ноября 2010 года N 1241, зарегистрированными в Минюсте России 04 февраля 2011 года, N 19707, и с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки от 22 сентября 2011 года N 2357, зарегистрированными в Минюсте России 12 декабря 2011 года, N 22540/;

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897);

- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования /приказ Минобрнауки РФ от 17  мая  2012 г. N 413, зарегистрирован Минюстом России 07.06. 2012, рег. N 24480);

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. – 23с. – (Стандарты второго поколения).

Цели ООП НОО

Стратегическими целями реализации ООП НОО являются:

•                создание условий для достижения нового качества образования, соответствующего требованиям стандарта второго поколения, повышения эффективности и результативности образовательного процесса;

•                создание условий для адаптации в условиях современной жизни, воспитание информационной, экономической, правовой культуры, формирование гражданственности и уважения к правам и свободам человека;

•                обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся;

•                формирование критериальной оценки результатов освоения обучающимися ООП НОО.

Достижение поставленных целей  при разработке и реализации образовательной организацией ООП НОО предусматривает решение следующих основных задач:

•              формирование общей культуры, духовно­нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;

•              обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником начальных классов целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состоянием его здоровья;

•              становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;

•              обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;

•              достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее - дети с ОВЗ);

•              обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;

•              выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности;

•              организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно­технического творчества и проектно­исследовательской деятельности;

•              участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

•              использование в образовательной деятельности современных образовательных технологий деятельностного типа;

•              предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;

•              включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды города.

 

Принципы формирования ООП НОО

Ведущими принципами реализации  ООП НОО являются:

·                ПРИНЦИП ГУМАНИЗАЦИИ- наибольшей ценностью является человек. Личность ребенка требует уважения со стороны окружающих. Все  участники образовательного процесса заслуживают уважительного отношения к собственной личности. Задачи самопознания и развития личности учащегося  ставятся в центр педагогической системы школы.

·                ПРИНЦИП ТОЛЕРАНТНОСТИ -     нормой     поведения     участников педагогического    процесса   является   уважительное    отношение  к неповторимости   и   индивидуальности   каждого,   чужому   мнению, другим   традициям   и   обычаям.   Достижение   поставленных   целей  совместной      деятельности      невозможно      без      поиска      путей взаимопонимания одного человека другим. Уважение других является основой для развития самоуважения.

·                ПРИНЦИП НЕПРЕРЫВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ – начальная школа в целом и начальная школа в составе МАОУ СОШ №4 в частности для большинства учеников - это вторая ступень в системе ОУ после детского сада. Она обеспечивает  преемственность  в  системе  образования  и  развития  личности, позволяет плавно переходить с одной ступени школьного образования на другую. Она формирует обучающихся   положительную   мотивацию   для   учебной   деятельности,  культуру    умственного    труда    и    потребность    в    продолжении образования.

·                ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ- школа первой ступени не является изолированным звеном образования, воспитания и развития, а входит в сложную систему взаимодействующих  друг  с  другом  звеньев.   Целостную  личность можно      воспитать,      только      учитывая      это      взаимодействие.    Образованность личности определяется не набором знаний, а степенью сформированности мировоззрения, в основе которого лежит освоенный личностью опыт цивилизации.

·                ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ – открытость миру, людям; школа выстраивает системные связи с окружающей средой, расширяя образовательное пространство учащихся.

·                ПРИНЦИП ГУМАННОСТИ – поворот школы к ребенку, уважение к его личности, достоинству, доверие к нему, принятие его личностных целей, запросов и интересов; создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей учащегося, для его полноценной жизни на каждом из возрастных этапов, для его самоопределения.

·                ПРИНЦИП ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ -  поворот образования к обеспечению восприятия целостной картины мира, и, прежде всего – мира культуры, мира человека.

·                ПРИНЦИП ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ, которые нацелены на создание  возможностей для реализации индивидуальных образовательных траекторий, для удовлетворения интересов, склонностей и способностей учащихся, с учетом психофизиологических особенностей, здоровья, возрастных этапов их развития.

·                ПРИНЦИП РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ, обеспечивающий деятельностный характер образования,  предполагающий отказ от механического усвоения учебного материала, от традиционного информационно-объяснительного подхода, ориентированного  на передачу готовых знаний.

·                ПРИНЦИП ДЕМОКРАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ, который обеспечивается посредством защиты учащихся от некачественных образовательных услуг на основе разработки образовательных стандартов;

·                ПРИНЦИП  ВАРИАТИВНОСТИ образования, который реализуется через переход от монопольной программы и учебника – к вариативному их набору, к введению интегрированных учебных курсов и программ; к введению различных вариантов дифференциации обучения, к усилению интегрированности учебного процесса на проектной основе;

·                ПРИНЦИП НЕПРЕРЫВНОСТИ, который обеспечивает преемственность различных ступеней образования.

·                ПРИНЦИП КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ – создание комфортной психолого-педагогической развивающей среды, раскрытие личностного, интеллектуального, творческого потенциала каждого ребенка;

·                ПРИНЦИП РАЗВИВАЮЩЕГО И ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ХАРАКТЕРА ОБРАЗОВАНИЯ -  отказ от механического усвоения учебного материала, от традиционного информационно-объяснительного подхода, ориентированного  на передачу готовых знаний.

          Вышеперечисленные принципы, лежащие в основе построения программы, сориентированы на личность ребенка и создание в школе условий для развития его способностей и внутреннего духовного мира; на свободное сотрудничество педагогов и учеников, учащихся друг с другом, педагогов и родителей; на целенаправленное взаимодействие содержания образования по всем предметам, обеспечивающим гармонизацию в развитии интеллектуальной, эмоциональной и волевом сферы каждого учащегося, и, в конечном счете, на успешную реализацию ФГОС нового поколения как конвенциональной нормы.

 

В основе реализации основной ООП НОО лежит системно­деятельностный подход. Данный подход разработан в рамках научно-педагогической школы Л.С. Выготского. Его разработчики А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б. Эльконин,   В.В. Давыдов и др.

Условиями  для  реализации  системно-деятельностного  подхода в начальной школе являются:

  1. Задачный принцип построения предметного содержания.
  2. Организация детского самостоятельного и инициативного пробно-поискового действия в образовательном процессе.
  3. Широкое использование знаково-символических средств для решения учебных и учебно-практических задач.
  4. Отказ от репродуктивных методов и способов обучения.
  5. Ориентация на различные коллективные формы взаимодействия детей и педагогов как в учебной (урочной и внеурочной), так и во внеучебной деятельности.
  6. Ритмичная организация образовательного процесса.
  7. Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира.
  8. Признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательных отношений.
  9. Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения.
  10. Обеспечение преемственности.
  11. Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных возможностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащения форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
  12. Гарантированность достижения планируемых результатов освоения ООП НОО.

 

             ООП НОО формируется с учетом особенностей уровня начального общего образования как фундамента всего последующего обучения.

Начальная школа — особый этап в жизни ребенка, связанный:

•                с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребенка – с   переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

•                освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

•                принятием и освоением ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

•                формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

•                изменением при этом самооценки ребенка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

•                режим функционирования Учреждения устанавливается в  соответствии со спецификой  особенностями образовательного учреждения, в соответствии  с СанПиН 2.4.2. 2821 – 10, Уставом  Учреждения,  Правилами внутреннего распорядка Учреждения

         Начальное общее образование может быть получено:

-в организации, осуществляющей образовательную деятельность (в очной, очно-заочной или заочной форме);

-вне организации, осуществляющей образовательную деятельность, в форме семейного образования.

            Допускается сочетание различных форм получения образования.

Начальное общее образование (нормативный срок обучения – 4 года) обеспечивает развитие учащихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

Начальное образование является базой для получения основного общего образования.

Образовательная программа ООО

1.1. Пояснительная записка

Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №4 (далее – ООП ООО) опирается на традиции и инновационный опыт школы, которая:

-  с 2004  являлась окружной экспериментальной площадкой по теме: «Проектирование педагогической системы предпрофильной подготовки и профильного обучения как средства самоопределения и социализации учащихся»;

- с 2009 года функционировала в качестве городского ресурсного центра по теме: «Проектирование педагогической системы профильного обучения  обучающихся III ступени  на основе индивидуальных учебных планов»;

- с 2010 года МАОУ СОШ №4 являлась региональной площадкой по введению ФГОС начального общего образования;

- с 2012 года МАОУ СОШ №4 - пилотной площадкой по введению ФГОС основного общего образования;

- с 2013 года МАОУ СОШ №4 – площадкой для реализации региональной модели выявления, поддержки и развития одарённых  детей в автономном округе  по направлению «Непрерывное социально-педагогическое сопровождение развития одарённых  детей в рамках РСО».

МАОУ СОШ №4  удостоена гранта Президента как победитель  конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках приоритетного национального проекта "Образование", включена в национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России».

 

1.1.1. Цель и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования

Целями реализации ООП ООО МАОУ СОШ №4 являются:

- обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

- становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательной организацией основной образовательной программы предусматривает решение следующих основных задач:

 - обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС ООО;

- обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования;

- обеспечение доступности получения качественного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

- установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;

- обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

- взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;

- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

 - организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

 - участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада.

Особенности углубленного изучения иностранных языков

Углубленное изучение иностранных языков в МАОУ СОШ №4 продолжается на втором уровне образования. Изучение с 6-го класса двух иностранных языков способствует становления культурного потенциала личности.

Системообразующими элементами углубленного изучения иностранных языков являются:

-     изучение двух иностранных языков;

-     количество часов, отводимое на изучение 1 иностранного языка – 5;

-     более глубокое овладение языковыми и речевыми компетенциями;

-     межкультурный подход – основа изучения иностранных языков.

Углубленное обучение иностранному языку нацелено на комплексную реализацию личностно ориентированного и социокультурного подходов к обучению иностранному языку в рамках системно-деятельностного подхода.

Личностный подход выражается в:

-     учете возрастных особенностей школьников, их интересов, возможностей и потребностей, что проявляется в отборе предметного содержания речи,

-     формулировке требования к уровню подготовки учащихся.

Деятельностная направленность заключается в развитии иноязычной коммуникативной компетенции ученика в единстве всех ее составляющих (языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной компетенции). Содержание обучения направлено на развитие мотивации учеников к изучению иностранных языков и на формирование умений во всех видах иноязычной речевой деятельности, развитие общих учебных умений и навыков, получение учащимися опыта учебной, познавательной, коммуникативной, практической и творческой деятельности.

Социокультурный подход ориентирует на диалог культур, усиление культуроведческого аспекта в содержании обучения иностранному языку, приобщая учащихс не только к культуре других стран, но и к культуре своей собственной страны и развивая у них умения представлять ее средствами иностранного языка. Моделирование ситуаций диалога культур на уроках позволяет сравнивать особенности образа жизни людей в нашей стране и странах изучаемого языка, обычаев и канонов культуры в этих языковых сообществах. Формирование и совершенствование социокультурной компетенции направлены на:

-      развитие способности ориентироваться в социокультурных аспектах жизнедеятельности людей в странах изучаемого языка;

-      развитие навыков и умений искать способы выхода из ситуаций коммуникативного сбоя из-за социокультурных помех при общении;

-      развитие поведенческой адаптации к общению в иноязычной среде, понимания необходимости следовать традиционным канонам вежливости в странах изучаемого языка, проявляя уважение к традициям, ритуалам и стилю жизни представителей другого культурного сообщества;

-      овладение способами представления родной культуры в инокультурной/иноязычной среде.

Развитию социокультурной компетенции способствует выезды на учебу в языковые школы. Межкультурный подход, принятый в качестве методологической основы вообще языкового образования в нашей стране, в случае углубленного изучения иностранных языков приобретает особое значение.

Обучение второму иностранному языку строится на следующих основополагающих принципах:

-     имеет ярко выраженную личностно ориентированную направленность;

-     представляет собой когнитивный процесс;

-     направлено на формирование автономии учащегося в учебной деятельности и в межкультурной коммуникации;

-     имеет последовательную ориентацию на речевой, учебный, культурный опыт учащегося, сформированный в процессе постижения им родной культуры и осмысления родного, а также первого иностранного языка культуры его носителя.

 

1.1.2. Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы основного общего образования

В основе реализации ООП ООО лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

 - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

- формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

- ориентацию на достижение цели и основного результата образования - развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения; - разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

ООП формируется с учетом психолого-педагогических особенностей развития детей 11-15 лет, связанных:

·      с переходом от учебных действий к овладению этой учебной деятельностью на уровне основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося – направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;

·      с осуществлением на каждом возрастном уровне (11–13 и 13–15 лет), благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий: моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временнóй перспективе;

·      с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;

·      с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества, развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;

·      с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.

Переход обучающегося в основную школу совпадает с первым этапом подросткового развития - переходом к кризису младшего подросткового возраста (11–13 лет, 5–7 классы), характеризующимся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие самосознания – представления о том, что он уже не ребенок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.

Второй этап подросткового развития (14–15 лет, 8–9 классы), характеризуется:

·      бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребенка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;

·      стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;

·      особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;

·      обостренной, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности, т.е. моральным развитием личности;

·      сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью подростков в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом, проявляющимися в разных формах непослушания, сопротивления и протеста;

·      изменением социальной ситуации развития: ростом информационных перегрузок, характером социальных взаимодействий, способами получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).

Ведущими принципами реализации  ООП ООО являются:

ПРИНЦИП ТОЛЕРАНТНОСТИ - нормой     поведения     участников педагогического    процесса   является   уважительное    отношение  к неповторимости   и   индивидуальности   каждого,   чужому   мнению, другим   традициям   и   обычаям.   Достижение   поставленных   целей  совместной      деятельности      невозможно      без      поиска      путей взаимопонимания одного человека другим. Уважение других является основой для развития самоуважения

ПРИНЦИП НЕПРЕРЫВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ обеспечивает  преемственность  в  системе  образования  и  развития  личности, позволяет плавно переходить с одного уровня обучения на другой; формирует у обучающихся   положительную   мотивацию   для   учебной   деятельности,  культуру    умственного    труда    и    потребность    в    продолжение образования.

ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ:  второй уровень входит в сложную систему взаимодействующих    с  другими уровнями обучения.   Целостную  личность можно      воспитать,      только      учитывая      это      взаимодействие.    Образованность личности определяется не набором знаний, а степенью сформированности мировоззрения, в основе которого лежит освоенный личностью опыт цивилизации.

ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ – открытость миру, людям; школа выстраивает системные связи с окружающей средой, расширяя образовательное пространство обучающихся.

ПРИНЦИП ГУМАННОСТИ – поворот школы к ребенку, уважение к его личности, достоинству, доверие к нему, принятие его личностных целей, запросов и интересов; создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей учащегося, для его полноценной жизни на каждом из возрастных этапов, для его самоопределения.

ПРИНЦИП ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ -  поворот образования к обеспечению восприятия целостной картины мира, и, прежде всего – мира культуры, мира человека.

ПРИНЦИП РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ, обеспечивающий деятельностный характер образования,  предполагающий отказ от механического усвоения учебного материала, от традиционного информационно-объяснительного подхода, ориентированного  на передачу готовых знаний.

ПРИНЦИП ДЕМОКРАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ, который обеспечивается посредством защиты учащихся от некачественных образовательных услуг на основе разработки образовательных стандартов;

ПРИНЦИП КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ– создание комфортной психолого-педагогической развивающей среды, раскрытие личностного, интеллектуального, творческого потенциала каждого ребенка;

Вышеперечисленные принципы, лежащие в основе построения программы, сориентированы:

- на личность ребенка и создание в школе условий для развития его способностей и внутреннего духовного мира;

-  на свободное сотрудничество педагогов и обучающихся, педагогов и родителей;

- на целенаправленное взаимодействие содержания образования по всем предметам, обеспечивающим гармонизацию в развитии интеллектуальной, эмоциональной и волевом сферы каждого обучающегося и, в конечном счете, на успешную реализацию ФГОС нового поколения как конвенциональной нормы.

ООП ООО обеспечивает достижение обучающимися образовательных результатов в соответствии с требованиями, установленными ФГОС ООО, определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности на уровне среднего общего образования и реализуется образовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

ООП ООО разработана на основе:

·  Конституции Российской Федерации  (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996),

·  Конвенции ООН о правах ребенка, принятой 20 ноября 1989 г.  (Сборник международных договоров СССР, 1993, выпуск XLVI),

·  Федерального закона от  29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

·  Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010  № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» 

Образовательная программа СОО

I.1. Пояснительная записка

            Миссия муниципального автономного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4 с углубленным изучением английского языка» (далее – МАОУ СОШ №4) состоит в организации образовательного пространства, позволяющего создать современную модель школы, реализующую федеральные государственные образовательные стандарты на всех уровнях общего образования (далее – ФГОС), и обеспечивающую формирование новой личности -  инициативной и мотивированной к познанию и творчеству, способной мыслить и действовать творчески и нестандартно, осознанно выбирать профессиональный путь и готовой к обучению в течение всей жизни, толерантной и осознающей свою сопричастность к судьбе России, компетентной в гражданско-правовых аспектах и разделяющей ценности безопасного и здорового образа жизни, способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.

Основная образовательная программа среднего общего образования МАОУ СОШ №4 (далее – ООП СОО) опирается на традиции и инновационный опыт школы, которая:

-  с 2004  являлась окружной экспериментальной площадкой по теме: «Проектирование педагогической системы предпрофильной подготовки и профильного обучения как средства самоопределения и социализации учащихся»,

- с 2009 года функционировала в качестве городского ресурсного центра по теме: «Проектирование педагогической системы профильного обучения  обучающихся III ступени  на основе индивидуальных учебных планов»,

- с 2010 года МАОУ СОШ №4 являлась региональной площадкой по введению ФГОС начального общего образования,

- с 2012 года МАОУ СОШ №4 - пилотной площадкой по введению ФГОС основного общего образования,

- с 2013 года МАОУ СОШ 4 – площадкой для реализации региональной модели выявления, поддержки и развития одарённых  детей в автономном округе  по направлению «Непрерывное социально-педагогическое сопровождение развития одарённых  детей в рамках РСО».

МАОУ СОШ №4  удостоена гранта Президента как победитель  конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках приоритетного национального проекта "Образование", включена в национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России».

 

Цели и задачи реализации основной образовательной программы среднего общего образования

            Целью реализации ООП СОО является становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности и уникальности, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению; достижение выпускниками планируемых результатов: компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося старшего школьного возраста, индивидуальной образовательной траекторией его развития и состоянием здоровья.

            Основные задачи:

·         формирование российской гражданской идентичности обучающихся;

·         сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализация права на изучение родного языка, овладение духовными ценностями многонационального народа России;

·         обеспечение равных возможностей получения качественного среднего общего образования; обеспечение реализации бесплатного образования на уровне среднего общего образования в объеме основной образовательной программы, предусматривающей изучение обязательных учебных предметов, входящих в учебный план, а также внеурочную деятельность;

·         установление требований к воспитанию и социализации обучающихся, их самоидентификации посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления, осознанного выбора профессии;

·         обеспечение преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

·         развитие государственно-общественного управления в образовании;

·         формирование основ оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы, деятельности педагогических работников, организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

·         создание условий для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся;

·         обеспечение достижения обучающимися образовательных результатов в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (далее – ФГОС СОО).

·       

Принципы и подходы к формированию ООП СОО

В основе реализации ООП СОО лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

·         формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;

·         проектирование и конструирование развивающей образовательной среды организации, осуществляющей образовательную деятельность;

·         активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

·         построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.

           

            ООП СОО при конструировании и осуществлении образовательной деятельности ориентируется на личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности, на создание соответствующих условий для саморазвития творческого потенциала личности.

            Осуществление принципа индивидуально-дифференцированного подхода позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого обучающегося.

            ООП СОО формируется с учетом психолого-педагогических особенностей развития детей 15–18 лет, связанных:

·         с формированием у обучающихся системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностных ориентаций и мировоззрения;

·         с переходом от учебной деятельности к учебно-профессиональной деятельности, реализующей профессиональные и личностные устремления обучающихся;

·         с освоением видов деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению в учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, к самостоятельному поиску учебно-теоретических проблем, способности к построению индивидуальной образовательной траектории;

·         с формированием у обучающихся научного типа мышления, овладением научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами;

·         с самостоятельным приобретением идентичности; повышением требовательности к самому себе; углублением самооценки. Социальное и личностное самоопределение в данном юношеском возрасте предполагает четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире.

 

            ООП СОО формируется с учетом принципа демократизации, который обеспечивает формирование и развитие демократической культуры всех участников образовательных отношений на основе сотрудничества, сотворчества, личной ответственности, в том числе через развитие органов государственно-общественного управления МАОУ СОШ №4.

            ООП СОО формируется в соответствии с требованиями ФГОС СОО и с учетом индивидуальных особенностей, потребностей и запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) при получении среднего общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость данного уровня общего образования для продолжения обучения в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования, профессиональной деятельности и успешной социализации.

 

Общая характеристика ООП СОО

            ООП СОО обеспечивает достижение обучающимися образовательных результатов в соответствии с требованиями, установленными ФГОС СОО, определяет цели, задачи, результаты, содержание и организацию образовательной деятельности на уровне среднего общего образования и реализуется образовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

ООП СОО разработана на основе:

·         Конституции Российской Федерации  (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996),

·         Конвенции ООН о правах ребенка, принятой 20 ноября 1989 г.  (Сборник международных договоров СССР, 1993, выпуск XLVI),

·         Федерального закона от  29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

·         Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010  № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,

·         Приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»,

·         Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».

·         Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413"

·         Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2017 г. N 613 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413"

            ООП СОО учитывает  региональные, национальные и этнокультурные потребности народов Российской Федерации.

            ООП СОО содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный;  содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть в полном объеме выполняет требования ФГОС СОО и составляет 60 %, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, – 40 % от общего объема ООП СОО.

            В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в ООП СОО предусматриваются предметы и курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; внеурочная деятельность. Организация образовательной деятельности по основным образовательным программам среднего общего образования основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих изучение учебных предметов всех предметных областей ООП СОО на базовом или углубленном уровнях (профильное обучение)   ООП СОО.

 

Общие подходы к организации внеурочной деятельности

            Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС СОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения  образовательной программы. Цель ВД: создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в свободное от учебы время. Создание образовательной среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов обучающихся, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

            Системавнеурочной деятельности включает в себя: жизнь ученических сообществ (в то числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; юношеских общественных объединений и организаций в рамках «Российского движения школьников»); курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся; организационное обеспечение учебной деятельности; обеспечение благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы; систему воспитательных мероприятий.

            Организация внеурочной деятельности предусматривает возможность использования каникулярного времени, гибкость в распределении нагрузки при подготовке воспитательных мероприятий и общих коллективных дел.

            Вариативность содержания внеурочной деятельности определяется профилями обучения (естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный). Вариативность в распределении часов на отдельные элементы внеурочной деятельности определяется  с учетом  особенностей МАОУ СОШ №4. 

            Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации ООП СОО определяет  МАОУ СОШ №4. Для обучающихся 10-11 классов внеурочная деятельность может быть организована после уроков в течение второй половины дня с перерывом между уроками и внеурочными занятиями при условии, что количество уроков более 6; на первых и на последних уроках, а также между уроками,  при условии, что количество уроков не более 6. Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. Предусмотренные программой занятия проводятся в группе обучающихся из одного класса и в смешанных группах, состоящих из обучающихся разных классов одной параллели. Количество обучающихся в группах определяется конкретной программой внеурочной деятельности. Формами подведения итогов внеурочной деятельности могут быть выставка-ярмарка, защита проекта, слет, конференция, соревнование, конкурс, фестиваль, ОПП и т.п. Основной формой учёта внеурочных достижений обучающихся является портфолио.