Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение 
«Средняя общеобразовательная школа №4 
с углубленным изучением английского языка»

629306, Россия, ЯНАО,
г. Новый Уренгой,
ул. Молодежная, д.23

+7 (3494) 23-90-32

2018 год - Гражданской активности и волонтерства


Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение 
«Средняя общеобразовательная школа №4
с углубленным изучением английского языка»

Авторизация
Регистрация

Образовательные программы

Образовательные программы

На главную

Изменения внесены 01.09.2017

программа развития

Школа реализует следующие образовательные программы:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Описание образовательных программ

Основная образовательная программа начального общего образования

1.1. Пояснительная записка

 Основная образовательная программа  начального общего образования  (далее – ООП НОО) муниципального  автономного общеобразовательного учреждения  «Средняя общеобразовательная школа № 4 с углублённым изучением английского языка» (далее – Учреждение) направлена на контингент учащихся и родителей, ориентированных на углубленное изучение иностранного (английского) языка, обеспечивающего межкультурное общение и коммуникацию.

В ООП НОО учтены личностный и профессиональный потенциал родителей, школьные традиции внеклассной  и воспитательной работы, возможности городской среды  и социальных партнеров, запросы учащихся и  родителей в сфере  образования,  профессиональный уровень педагогов, особенности материально-технической базы.   

            ООП НОО разработана на основе следующей нормативно - правовой базы:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р /с изменениями от 8 августа 2009 г.);

- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (приказ Президента РФ от 04 февраля 2010 г. N Пр-271);

- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях /Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 / Постановление Главного государственного санитар­ного врача РФ от 29 декабря  2010 г.  N 189/;

- Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы (Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 N 61/ред. от 20.12.2011);

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки от 26 ноября 2010 года N 1241, зарегистрированными в Минюсте России 04 февраля 2011 года, N 19707, и с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки от 22 сентября 2011 года N 2357, зарегистрированными в Минюсте России 12 декабря 2011 года, N 22540/;

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897);

- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования /приказ Минобрнауки РФ от 17  мая  2012 г. N 413, зарегистрирован Минюстом России 07.06. 2012, рег. N 24480);

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. – 23с. – (Стандарты второго поколения).

Цели ООП НОО

Стратегическими целями реализации ООП НОО являются:

•                создание условий для достижения нового качества образования, соответствующего требованиям стандарта второго поколения, повышения эффективности и результативности образовательного процесса;

•                создание условий для адаптации в условиях современной жизни, воспитание информационной, экономической, правовой культуры, формирование гражданственности и уважения к правам и свободам человека;

•                обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся;

•                формирование критериальной оценки результатов освоения обучающимися ООП НОО.

Достижение поставленных целей  при разработке и реализации образовательной организацией ООП НОО предусматривает решение следующих основных задач:

•              формирование общей культуры, духовно­нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;

•              обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником начальных классов целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состоянием его здоровья;

•              становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;

•              обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;

•              достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее - дети с ОВЗ);

•              обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;

•              выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности;

•              организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно­технического творчества и проектно­исследовательской деятельности;

•              участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

•              использование в образовательной деятельности современных образовательных технологий деятельностного типа;

•              предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;

•              включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды города.

 

Принципы формирования ООП НОО

Ведущими принципами реализации  ООП НОО являются:

·                ПРИНЦИП ГУМАНИЗАЦИИ- наибольшей ценностью является человек. Личность ребенка требует уважения со стороны окружающих. Все  участники образовательного процесса заслуживают уважительного отношения к собственной личности. Задачи самопознания и развития личности учащегося  ставятся в центр педагогической системы школы.

·                ПРИНЦИП ТОЛЕРАНТНОСТИ -     нормой     поведения     участников педагогического    процесса   является   уважительное    отношение  к неповторимости   и   индивидуальности   каждого,   чужому   мнению, другим   традициям   и   обычаям.   Достижение   поставленных   целей  совместной      деятельности      невозможно      без      поиска      путей взаимопонимания одного человека другим. Уважение других является основой для развития самоуважения.

·                ПРИНЦИП НЕПРЕРЫВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ – начальная школа в целом и начальная школа в составе МАОУ СОШ №4 в частности для большинства учеников - это вторая ступень в системе ОУ после детского сада. Она обеспечивает  преемственность  в  системе  образования  и  развития  личности, позволяет плавно переходить с одной ступени школьного образования на другую. Она формирует обучающихся   положительную   мотивацию   для   учебной   деятельности,  культуру    умственного    труда    и    потребность    в    продолжении образования.

·                ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ- школа первой ступени не является изолированным звеном образования, воспитания и развития, а входит в сложную систему взаимодействующих  друг  с  другом  звеньев.   Целостную  личность можно      воспитать,      только      учитывая      это      взаимодействие.    Образованность личности определяется не набором знаний, а степенью сформированности мировоззрения, в основе которого лежит освоенный личностью опыт цивилизации.

·                ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ – открытость миру, людям; школа выстраивает системные связи с окружающей средой, расширяя образовательное пространство учащихся.

·                ПРИНЦИП ГУМАННОСТИ – поворот школы к ребенку, уважение к его личности, достоинству, доверие к нему, принятие его личностных целей, запросов и интересов; создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей учащегося, для его полноценной жизни на каждом из возрастных этапов, для его самоопределения.

·                ПРИНЦИП ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ -  поворот образования к обеспечению восприятия целостной картины мира, и, прежде всего – мира культуры, мира человека.

·                ПРИНЦИП ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ, которые нацелены на создание  возможностей для реализации индивидуальных образовательных траекторий, для удовлетворения интересов, склонностей и способностей учащихся, с учетом психофизиологических особенностей, здоровья, возрастных этапов их развития.

·                ПРИНЦИП РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ, обеспечивающий деятельностный характер образования,  предполагающий отказ от механического усвоения учебного материала, от традиционного информационно-объяснительного подхода, ориентированного  на передачу готовых знаний.

·                ПРИНЦИП ДЕМОКРАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ, который обеспечивается посредством защиты учащихся от некачественных образовательных услуг на основе разработки образовательных стандартов;

·                ПРИНЦИП  ВАРИАТИВНОСТИ образования, который реализуется через переход от монопольной программы и учебника – к вариативному их набору, к введению интегрированных учебных курсов и программ; к введению различных вариантов дифференциации обучения, к усилению интегрированности учебного процесса на проектной основе;

·                ПРИНЦИП НЕПРЕРЫВНОСТИ, который обеспечивает преемственность различных ступеней образования.

·                ПРИНЦИП КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ – создание комфортной психолого-педагогической развивающей среды, раскрытие личностного, интеллектуального, творческого потенциала каждого ребенка;

·                ПРИНЦИП РАЗВИВАЮЩЕГО И ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ХАРАКТЕРА ОБРАЗОВАНИЯ -  отказ от механического усвоения учебного материала, от традиционного информационно-объяснительного подхода, ориентированного  на передачу готовых знаний.

          Вышеперечисленные принципы, лежащие в основе построения программы, сориентированы на личность ребенка и создание в школе условий для развития его способностей и внутреннего духовного мира; на свободное сотрудничество педагогов и учеников, учащихся друг с другом, педагогов и родителей; на целенаправленное взаимодействие содержания образования по всем предметам, обеспечивающим гармонизацию в развитии интеллектуальной, эмоциональной и волевом сферы каждого учащегося, и, в конечном счете, на успешную реализацию ФГОС нового поколения как конвенциональной нормы.

 

В основе реализации основной ООП НОО лежит системно­деятельностный подход. Данный подход разработан в рамках научно-педагогической школы Л.С. Выготского. Его разработчики А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б. Эльконин,   В.В. Давыдов и др.

Условиями  для  реализации  системно-деятельностного  подхода в начальной школе являются:

  1. Задачный принцип построения предметного содержания.
  2. Организация детского самостоятельного и инициативного пробно-поискового действия в образовательном процессе.
  3. Широкое использование знаково-символических средств для решения учебных и учебно-практических задач.
  4. Отказ от репродуктивных методов и способов обучения.
  5. Ориентация на различные коллективные формы взаимодействия детей и педагогов как в учебной (урочной и внеурочной), так и во внеучебной деятельности.
  6. Ритмичная организация образовательного процесса.
  7. Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира.
  8. Признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательных отношений.
  9. Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения.
  10. Обеспечение преемственности.
  11. Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных возможностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащения форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
  12. Гарантированность достижения планируемых результатов освоения ООП НОО.

 

             ООП НОО формируется с учетом особенностей уровня начального общего образования как фундамента всего последующего обучения.

Начальная школа — особый этап в жизни ребенка, связанный:

•                с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребенка – с   переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

•                освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

•                принятием и освоением ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

•                формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

•                изменением при этом самооценки ребенка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

•                режим функционирования Учреждения устанавливается в  соответствии со спецификой  особенностями образовательного учреждения, в соответствии  с СанПиН 2.4.2. 2821 – 10, Уставом  Учреждения,  Правилами внутреннего распорядка Учреждения

         Начальное общее образование может быть получено:

-в организации, осуществляющей образовательную деятельность (в очной, очно-заочной или заочной форме);

-вне организации, осуществляющей образовательную деятельность, в форме семейного образования.

            Допускается сочетание различных форм получения образования.

Начальное общее образование (нормативный срок обучения – 4 года) обеспечивает развитие учащихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

Начальное образование является базой для получения основного общего образования.

Образовательная программа ООО (ФГОС)

1.1. Пояснительная записка

Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №4 (далее – ООП ООО) опирается на традиции и инновационный опыт школы, которая:

-  с 2004  являлась окружной экспериментальной площадкой по теме: «Проектирование педагогической системы предпрофильной подготовки и профильного обучения как средства самоопределения и социализации учащихся»;

- с 2009 года функционировала в качестве городского ресурсного центра по теме: «Проектирование педагогической системы профильного обучения  обучающихся III ступени  на основе индивидуальных учебных планов»;

- с 2010 года МАОУ СОШ №4 являлась региональной площадкой по введению ФГОС начального общего образования;

- с 2012 года МАОУ СОШ №4 - пилотной площадкой по введению ФГОС основного общего образования;

- с 2013 года МАОУ СОШ №4 – площадкой для реализации региональной модели выявления, поддержки и развития одарённых  детей в автономном округе  по направлению «Непрерывное социально-педагогическое сопровождение развития одарённых  детей в рамках РСО».

МАОУ СОШ №4  удостоена гранта Президента как победитель  конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках приоритетного национального проекта "Образование", включена в национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России».

 

1.1.1. Цель и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования

Целями реализации ООП ООО МАОУ СОШ №4 являются:

- обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

- становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательной организацией основной образовательной программы предусматривает решение следующих основных задач:

 - обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС ООО;

- обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования;

- обеспечение доступности получения качественного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

- установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;

- обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

- взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;

- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

 - организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

 - участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада.

Особенности углубленного изучения иностранных языков

Углубленное изучение иностранных языков в МАОУ СОШ №4 продолжается на втором уровне образования. Изучение с 6-го класса двух иностранных языков способствует становления культурного потенциала личности.

Системообразующими элементами углубленного изучения иностранных языков являются:

-     изучение двух иностранных языков;

-     количество часов, отводимое на изучение 1 иностранного языка – 5;

-     более глубокое овладение языковыми и речевыми компетенциями;

-     межкультурный подход – основа изучения иностранных языков.

Углубленное обучение иностранному языку нацелено на комплексную реализацию личностно ориентированного и социокультурного подходов к обучению иностранному языку в рамках системно-деятельностного подхода.

Личностный подход выражается в:

-     учете возрастных особенностей школьников, их интересов, возможностей и потребностей, что проявляется в отборе предметного содержания речи,

-     формулировке требования к уровню подготовки учащихся.

Деятельностная направленность заключается в развитии иноязычной коммуникативной компетенции ученика в единстве всех ее составляющих (языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной компетенции). Содержание обучения направлено на развитие мотивации учеников к изучению иностранных языков и на формирование умений во всех видах иноязычной речевой деятельности, развитие общих учебных умений и навыков, получение учащимися опыта учебной, познавательной, коммуникативной, практической и творческой деятельности.

Социокультурный подход ориентирует на диалог культур, усиление культуроведческого аспекта в содержании обучения иностранному языку, приобщая учащихс не только к культуре других стран, но и к культуре своей собственной страны и развивая у них умения представлять ее средствами иностранного языка. Моделирование ситуаций диалога культур на уроках позволяет сравнивать особенности образа жизни людей в нашей стране и странах изучаемого языка, обычаев и канонов культуры в этих языковых сообществах. Формирование и совершенствование социокультурной компетенции направлены на:

-      развитие способности ориентироваться в социокультурных аспектах жизнедеятельности людей в странах изучаемого языка;

-      развитие навыков и умений искать способы выхода из ситуаций коммуникативного сбоя из-за социокультурных помех при общении;

-      развитие поведенческой адаптации к общению в иноязычной среде, понимания необходимости следовать традиционным канонам вежливости в странах изучаемого языка, проявляя уважение к традициям, ритуалам и стилю жизни представителей другого культурного сообщества;

-      овладение способами представления родной культуры в инокультурной/иноязычной среде.

Развитию социокультурной компетенции способствует выезды на учебу в языковые школы. Межкультурный подход, принятый в качестве методологической основы вообще языкового образования в нашей стране, в случае углубленного изучения иностранных языков приобретает особое значение.

Обучение второму иностранному языку строится на следующих основополагающих принципах:

-     имеет ярко выраженную личностно ориентированную направленность;

-     представляет собой когнитивный процесс;

-     направлено на формирование автономии учащегося в учебной деятельности и в межкультурной коммуникации;

-     имеет последовательную ориентацию на речевой, учебный, культурный опыт учащегося, сформированный в процессе постижения им родной культуры и осмысления родного, а также первого иностранного языка культуры его носителя.

 

1.1.2. Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы основного общего образования

В основе реализации ООП ООО лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

 - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

- формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

- ориентацию на достижение цели и основного результата образования - развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения; - разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

ООП формируется с учетом психолого-педагогических особенностей развития детей 11-15 лет, связанных:

·      с переходом от учебных действий к овладению этой учебной деятельностью на уровне основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося – направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;

·      с осуществлением на каждом возрастном уровне (11–13 и 13–15 лет), благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий: моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временнóй перспективе;

·      с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;

·      с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества, развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;

·      с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.

Переход обучающегося в основную школу совпадает с первым этапом подросткового развития - переходом к кризису младшего подросткового возраста (11–13 лет, 5–7 классы), характеризующимся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие самосознания – представления о том, что он уже не ребенок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.

Второй этап подросткового развития (14–15 лет, 8–9 классы), характеризуется:

·      бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребенка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;

·      стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;

·      особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;

·      обостренной, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности, т.е. моральным развитием личности;

·      сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью подростков в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом, проявляющимися в разных формах непослушания, сопротивления и протеста;

·      изменением социальной ситуации развития: ростом информационных перегрузок, характером социальных взаимодействий, способами получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).

Ведущими принципами реализации  ООП ООО являются:

ПРИНЦИП ТОЛЕРАНТНОСТИ - нормой     поведения     участников педагогического    процесса   является   уважительное    отношение  к неповторимости   и   индивидуальности   каждого,   чужому   мнению, другим   традициям   и   обычаям.   Достижение   поставленных   целей  совместной      деятельности      невозможно      без      поиска      путей взаимопонимания одного человека другим. Уважение других является основой для развития самоуважения

ПРИНЦИП НЕПРЕРЫВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ обеспечивает  преемственность  в  системе  образования  и  развития  личности, позволяет плавно переходить с одного уровня обучения на другой; формирует у обучающихся   положительную   мотивацию   для   учебной   деятельности,  культуру    умственного    труда    и    потребность    в    продолжение образования.

ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ:  второй уровень входит в сложную систему взаимодействующих    с  другими уровнями обучения.   Целостную  личность можно      воспитать,      только      учитывая      это      взаимодействие.    Образованность личности определяется не набором знаний, а степенью сформированности мировоззрения, в основе которого лежит освоенный личностью опыт цивилизации.

ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ – открытость миру, людям; школа выстраивает системные связи с окружающей средой, расширяя образовательное пространство обучающихся.

ПРИНЦИП ГУМАННОСТИ – поворот школы к ребенку, уважение к его личности, достоинству, доверие к нему, принятие его личностных целей, запросов и интересов; создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей учащегося, для его полноценной жизни на каждом из возрастных этапов, для его самоопределения.

ПРИНЦИП ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ -  поворот образования к обеспечению восприятия целостной картины мира, и, прежде всего – мира культуры, мира человека.

ПРИНЦИП РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ, обеспечивающий деятельностный характер образования,  предполагающий отказ от механического усвоения учебного материала, от традиционного информационно-объяснительного подхода, ориентированного  на передачу готовых знаний.

ПРИНЦИП ДЕМОКРАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ, который обеспечивается посредством защиты учащихся от некачественных образовательных услуг на основе разработки образовательных стандартов;

ПРИНЦИП КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ– создание комфортной психолого-педагогической развивающей среды, раскрытие личностного, интеллектуального, творческого потенциала каждого ребенка;

Вышеперечисленные принципы, лежащие в основе построения программы, сориентированы:

- на личность ребенка и создание в школе условий для развития его способностей и внутреннего духовного мира;

-  на свободное сотрудничество педагогов и обучающихся, педагогов и родителей;

- на целенаправленное взаимодействие содержания образования по всем предметам, обеспечивающим гармонизацию в развитии интеллектуальной, эмоциональной и волевом сферы каждого обучающегося и, в конечном счете, на успешную реализацию ФГОС нового поколения как конвенциональной нормы.

ООП ООО обеспечивает достижение обучающимися образовательных результатов в соответствии с требованиями, установленными ФГОС ООО, определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности на уровне среднего общего образования и реализуется образовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

ООП ООО разработана на основе:

·  Конституции Российской Федерации  (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996),

·  Конвенции ООН о правах ребенка, принятой 20 ноября 1989 г.  (Сборник международных договоров СССР, 1993, выпуск XLVI),

·  Федерального закона от  29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

·  Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010  № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» 

Образовательная программа СОО (ФГОС)

I.1. Пояснительная записка

            Миссия муниципального автономного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4 с углубленным изучением английского языка» (далее – МАОУ СОШ №4) состоит в организации образовательного пространства, позволяющего создать современную модель школы, реализующую федеральные государственные образовательные стандарты на всех уровнях общего образования (далее – ФГОС), и обеспечивающую формирование новой личности -  инициативной и мотивированной к познанию и творчеству, способной мыслить и действовать творчески и нестандартно, осознанно выбирать профессиональный путь и готовой к обучению в течение всей жизни, толерантной и осознающей свою сопричастность к судьбе России, компетентной в гражданско-правовых аспектах и разделяющей ценности безопасного и здорового образа жизни, способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.

Основная образовательная программа среднего общего образования МАОУ СОШ №4 (далее – ООП СОО) опирается на традиции и инновационный опыт школы, которая:

-  с 2004  являлась окружной экспериментальной площадкой по теме: «Проектирование педагогической системы предпрофильной подготовки и профильного обучения как средства самоопределения и социализации учащихся»,

- с 2009 года функционировала в качестве городского ресурсного центра по теме: «Проектирование педагогической системы профильного обучения  обучающихся III ступени  на основе индивидуальных учебных планов»,

- с 2010 года МАОУ СОШ №4 являлась региональной площадкой по введению ФГОС начального общего образования,

- с 2012 года МАОУ СОШ №4 - пилотной площадкой по введению ФГОС основного общего образования,

- с 2013 года МАОУ СОШ 4 – площадкой для реализации региональной модели выявления, поддержки и развития одарённых  детей в автономном округе  по направлению «Непрерывное социально-педагогическое сопровождение развития одарённых  детей в рамках РСО».

МАОУ СОШ №4  удостоена гранта Президента как победитель  конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках приоритетного национального проекта "Образование", включена в национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России».

 

Цели и задачи реализации основной образовательной программы среднего общего образования

            Целью реализации ООП СОО является становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности и уникальности, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению; достижение выпускниками планируемых результатов: компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося старшего школьного возраста, индивидуальной образовательной траекторией его развития и состоянием здоровья.

            Основные задачи:

·         формирование российской гражданской идентичности обучающихся;

·         сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализация права на изучение родного языка, овладение духовными ценностями многонационального народа России;

·         обеспечение равных возможностей получения качественного среднего общего образования; обеспечение реализации бесплатного образования на уровне среднего общего образования в объеме основной образовательной программы, предусматривающей изучение обязательных учебных предметов, входящих в учебный план, а также внеурочную деятельность;

·         установление требований к воспитанию и социализации обучающихся, их самоидентификации посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления, осознанного выбора профессии;

·         обеспечение преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

·         развитие государственно-общественного управления в образовании;

·         формирование основ оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы, деятельности педагогических работников, организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

·         создание условий для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся;

·         обеспечение достижения обучающимися образовательных результатов в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (далее – ФГОС СОО).

·       

Принципы и подходы к формированию ООП СОО

В основе реализации ООП СОО лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

·         формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;

·         проектирование и конструирование развивающей образовательной среды организации, осуществляющей образовательную деятельность;

·         активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

·         построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.

           

            ООП СОО при конструировании и осуществлении образовательной деятельности ориентируется на личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности, на создание соответствующих условий для саморазвития творческого потенциала личности.

            Осуществление принципа индивидуально-дифференцированного подхода позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого обучающегося.

            ООП СОО формируется с учетом психолого-педагогических особенностей развития детей 15–18 лет, связанных:

·         с формированием у обучающихся системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностных ориентаций и мировоззрения;

·         с переходом от учебной деятельности к учебно-профессиональной деятельности, реализующей профессиональные и личностные устремления обучающихся;

·         с освоением видов деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению в учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, к самостоятельному поиску учебно-теоретических проблем, способности к построению индивидуальной образовательной траектории;

·         с формированием у обучающихся научного типа мышления, овладением научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами;

·         с самостоятельным приобретением идентичности; повышением требовательности к самому себе; углублением самооценки. Социальное и личностное самоопределение в данном юношеском возрасте предполагает четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире.

 

            ООП СОО формируется с учетом принципа демократизации, который обеспечивает формирование и развитие демократической культуры всех участников образовательных отношений на основе сотрудничества, сотворчества, личной ответственности, в том числе через развитие органов государственно-общественного управления МАОУ СОШ №4.

            ООП СОО формируется в соответствии с требованиями ФГОС СОО и с учетом индивидуальных особенностей, потребностей и запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) при получении среднего общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость данного уровня общего образования для продолжения обучения в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования, профессиональной деятельности и успешной социализации.

 

Общая характеристика ООП СОО

            ООП СОО обеспечивает достижение обучающимися образовательных результатов в соответствии с требованиями, установленными ФГОС СОО, определяет цели, задачи, результаты, содержание и организацию образовательной деятельности на уровне среднего общего образования и реализуется образовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

ООП СОО разработана на основе:

·         Конституции Российской Федерации  (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996),

·         Конвенции ООН о правах ребенка, принятой 20 ноября 1989 г.  (Сборник международных договоров СССР, 1993, выпуск XLVI),

·         Федерального закона от  29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

·         Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010  № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,

·         Приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»,

·         Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».

·         Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413"

·         Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2017 г. N 613 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413"

            ООП СОО учитывает  региональные, национальные и этнокультурные потребности народов Российской Федерации.

            ООП СОО содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный;  содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть в полном объеме выполняет требования ФГОС СОО и составляет 60 %, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, – 40 % от общего объема ООП СОО.

            В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в ООП СОО предусматриваются предметы и курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; внеурочная деятельность. Организация образовательной деятельности по основным образовательным программам среднего общего образования основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих изучение учебных предметов всех предметных областей ООП СОО на базовом или углубленном уровнях (профильное обучение)   ООП СОО.

 

Общие подходы к организации внеурочной деятельности

            Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС СОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения  образовательной программы. Цель ВД: создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в свободное от учебы время. Создание образовательной среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов обучающихся, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

            Системавнеурочной деятельности включает в себя: жизнь ученических сообществ (в то числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; юношеских общественных объединений и организаций в рамках «Российского движения школьников»); курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся; организационное обеспечение учебной деятельности; обеспечение благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы; систему воспитательных мероприятий.

            Организация внеурочной деятельности предусматривает возможность использования каникулярного времени, гибкость в распределении нагрузки при подготовке воспитательных мероприятий и общих коллективных дел.

            Вариативность содержания внеурочной деятельности определяется профилями обучения (естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный). Вариативность в распределении часов на отдельные элементы внеурочной деятельности определяется  с учетом  особенностей МАОУ СОШ №4. 

            Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации ООП СОО определяет  МАОУ СОШ №4. Для обучающихся 10-11 классов внеурочная деятельность может быть организована после уроков в течение второй половины дня с перерывом между уроками и внеурочными занятиями при условии, что количество уроков более 6; на первых и на последних уроках, а также между уроками,  при условии, что количество уроков не более 6. Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. Предусмотренные программой занятия проводятся в группе обучающихся из одного класса и в смешанных группах, состоящих из обучающихся разных классов одной параллели. Количество обучающихся в группах определяется конкретной программой внеурочной деятельности. Формами подведения итогов внеурочной деятельности могут быть выставка-ярмарка, защита проекта, слет, конференция, соревнование, конкурс, фестиваль, ОПП и т.п. Основной формой учёта внеурочных достижений обучающихся является портфолио.

Образовательная программа СОО (ФКГОС)

1. Пояснительная записка

 

1.1.  Общая характеристика основной образовательной программы среднего общего образования

 

Основная образовательная программа  среднего общего образования  (далее – ООП СОО) – основной документ, определяющий путь достижения образовательного стандарта, организационно-управленческие и  содержательно-деятельностные предпосылки осуществления миссии системы образования, характеризующий специфику и особенности среднего общего образования в образовательном пространстве муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4 с углублённым изучением английского  языка» (далее - Учреждение).

ООП СОО:

- определяет приоритетные ценности и цели, особенности содержания и организации образова­тельного процесса, учебно-методического обеспечения образова­тельного процесса;

- излагает основное содержание образования, реализуемое Учреждением, дается исчерпывающая характеристика особенностей организации и содержания образовательного процесса на уровне  среднего общего образования  по реализации  федерального компонента государственного образовательного стандарта;

- обеспечивает базовый уровень образования и изучение  отдельных предметов на профильном уровне: русского языка, литературы, математики, информатики и ИКТ, физики, химии, биологии, обществоведения, права, экономики  в соответствии с индивидуальными учебными  планами обучающихся 10- 11 классов (нормативный срок освоения – 2 года).

            В ООП СОО  учтены личностный и профессиональный потенциал учителей,  школьные традиции внеклассной  и воспитательной работы, возможности городской среды  и социальных партнеров, запросы обучающихся и  родителей в сфере  образования,  профессиональный уровень педагогов, особенности материально-технической базы. Это целостная система мер по реализации основных принципов образовательного процесса. ООП СОО опирается на инновационный опытУчреждения, которое с 2009 года  является   городским ресурсным центром по теме: «Проектирование педагогической системы профильного обучения обучающихся 10-11 классов  на основе индивидуальных учебных планов».  Учреждение  - участник региональной модели выявления, поддержки и развития одарённых  детей в автономном округе  по направлению «Непрерывное социально-педагогическое сопровождение развития одарённых  детей в рамках РСО» (приказ ДО ЯНАО от 17.06.2013 г.). Школа  – победитель муниципального конкурса «Лучшее образовательное учреждение - 2013»; включена в национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России».

            Одним из приоритетов реализации ООП СОО является ориентация на раскрытие индивидуальных возможностей  обучающихся с целью  проектирования перспектив  выбора индивидуального  учебного плана. В создании образовательного пространства Учреждение учитывает социальный заказ родителей (законных представителей) обучающихся.  На основании данных социологических исследований, проведенных службой психолого-педагогического сопровождения Учреждения,  большинство родителей  ориентируют своих детей на получение полноценного образования, считают главным научить своих детей приспосабливаться к современным условиям жизни, быть мобильными, активными и востребованными. На уровне среднего общего образования комплексным ориентиром для большинства родителей (законных представителей) является подготовка детей к поступлению в высшие учебные заведения или учреждения среднего профессионального образования различных городов страны. Поэтому родительская общественность поддерживает идеологию обучения старшеклассников по  индивидуально выбранным учебным планам.

Учреждение ориентировано на обучение, воспитание и развитие всех и каждого обучающегося с учетом его индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей, путем создания в нём адаптивной педагогической системы и максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого ребенка.

 

I.2. Нормативно – правовые основания ООП СОО

           Учреждение осуществляет свою деятельность на основе Закона РФ «Об образовании», Устава муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4 с углублённым изучением английского  языка» и других нормативных документов (лицензия: серия 89Л01 № 0001080 регистрационный № 2493, дата выдачи 14.10.2015г.,  срок действия бессрочно, выдана департаментом образования Ямало-Ненецкого автономного округа; свидетельство о государственной аккредитации: серия ОП № 004551, регистрационный № 693,  дата выдачи: 27.04.2012г.,  срок действия по 26.04.2024г.)

ООП СОО разработана на основе следующей нормативно - правовой базы:

·         Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (текст с изменениями и дополнениями на 2014 год).

·         Федеральный закон от 13.07.2015 года №238-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” от 23.07.2015 года.

·         Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г.  № 1312 (ред. От 01.02.2012) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»

·         Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002г. №2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени образования».

·         Письмо МО РФ об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования от 13.11.2003 г. №14-51-277/13.

·         Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями).

·         Приказ департамента образования ЯНАО № 500 от 11.05.2006г. «Об утверждении регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений ЯНАО, реализующих программы общего образования» (в редакции от 26.08.2011 года № 1185).

·         Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10) – раздел X.

·         Постановление Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 года № 61 “О федеральной целевой программе развития образования на 2011 – 2015 годы”.

·         Приказ Минобрнауки РФ от 30.07.2013 года № 1015 “Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”.

·         Приказ Минобрнауки России от 12.03.2014 года № 177 “Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие деятельность по образовательным программам соответствующего уровня и направленности”.

·         ОДЦП «Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы».

·         Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 года № 81 “О внесении изменений в СанПин 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения, содержания в общественных организациях”.

·         Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (10-11 кл.) от 06.10.2009 года № 413 (с изменениями и дополнениями от 15.06.2012 года).

·         Целевая программа развития образовательного пространства муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4 с углублённым изучением английского языка».

1.3. Цели  и ценности ООП СОО

 

В соответствии с Национальной доктриной образования Российской Федерации до 2025 г. определены следующие цели воспитания и обучения, реализуемые в ООП СОО:

-сохранение, распространение и развитие национальной культуры;

-воспитание патриотов России, обладающих высокой нравственностью;

-формирование навыков самообразования и самореализации личности;

-формирование у детей целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;

-преемственность уровней  образования;

-реализация информационных технологий в образовании;

-развитие традиций в работе с одаренными детьми;

-экологическое воспитание, формирующее бережное отношение к природе.

            Данные цели  позволили определить основные принципы реализации ООП СОО, учитывающие ожидания и потребности обучающихся и их родителей. Основные принципы организации образовательного процесса:

  • ПРИНЦИП ТОЛЕРАНТНОСТИ - нормой     поведения     участников педагогического    процесса   является   уважительное    отношение  к неповторимости   и   индивидуальности   каждого,   чужому   мнению, другим   традициям   и   обычаям.   Достижение   поставленных   целей  совместной      деятельности      невозможно      без      поиска      путей взаимопонимания одного человека другим. Уважение других является основой для развития самоуважения

·         ПРИНЦИП НЕПРЕРЫВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ обеспечивает  преемственность  в  системе  образования  и  развития  личности, позволяет плавно переходить с одного уровня  школьного образования на другой; формирует у обучающихся   положительную   мотивацию   для   учебной   деятельности,  культуру    умственного    труда    и    потребность    в    продолжении образования.

·         ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ   Целостную  личность можно      воспитать,      только      учитывая           взаимодействие  начального общего, основного общего, среднего  общего образования.  Образованность личности определяется не набором знаний, а степенью сформированности мировоззрения, в основе которого лежит освоенный личностью опыт цивилизации.

·         ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ – открытость миру, людям; школа выстраивает системные связи с окружающей средой, расширяя образовательное пространство обучающихся.

·         ПРИНЦИП ГУМАННОСТИ – поворот школы к подростку, уважение к его личности, достоинству, доверие к нему, принятие его личностных целей, запросов и интересов; создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей обучающегося, для его полноценной жизни на каждом из возрастных этапов, для его самоопределения.

·         ПРИНЦИП ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ -  поворот образования к обеспечению восприятия целостной картины мира, и, прежде всего – мира культуры, мира человека.

·         ПРИНЦИП ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ нацелен на создание  возможностей для реализации индивидуальных образовательных траекторий, для удовлетворения интересов, склонностей и способностей обучающихся, с учетом психофизиологических особенностей, здоровья, возрастных этапов их развития.

·         ПРИНЦИП РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ, обеспечивающий деятельностный характер образования,  предполагающий отказ от механического усвоения учебного материала, от традиционного информационно-объяснительного подхода, ориентированного  на передачу готовых знаний.

·         ПРИНЦИП ДЕМОКРАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ, который обеспечивается посредством защиты обучающихся от некачественных образовательных услуг на основе разработки образовательных стандартов;

·         ПРИНЦИП  ВАРИАТИВНОСТИ образования, который реализуется через переход от монопольной программы и учебника – к вариативному их набору, к введению интегрированных учебных курсов и программ; к введению различных вариантов дифференциации обучения, к усилению интегрированности учебного процесса на проектной основе.

·         ПРИНЦИП НЕПРЕРЫВНОСТИ, который обеспечивает преемственность различных ступеней образования.

·         ПРИНЦИП КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ – создание комфортной психолого-педагогической развивающей среды, раскрытие личностного, интеллектуального, творческого потенциала каждого ребенка.

            Вышеперечисленные принципы сориентированы на личность подростка и создание в Учреждении условий для развития его способностей и внутреннего духовного мира; на свободное сотрудничество педагогов и учеников, обучающихся друг с другом, педагогов и родителей; на целенаправленное взаимодействие содержания образования по всем предметам, обеспечивающим гармонизацию в развитии интеллектуальной, эмоциональной и волевом сферы каждого обучающегося.

Цели среднего общего образования:

1. Развитие у обучающихся универсальных способов деятельности на основе сформированных комплексных интеллектуальных умений.

2. Формирование коммуникативной компетентности, в том числе способности и готовности использовать иностранный язык в процессе межкультурного взаимодействия.

3. Формирование готовности к продолжению образования.

4. Развитие социальной зрелости выпускников, их способности адаптироваться в современном меняющемся мире.

Основной продукт образования – социально-активные люди, стремящиеся к позитивному преобразованию действительности, самореализации. Это специалисты нового профиля, существенными характеристиками которых должны стать:

·         профессиональная гибкость,

·         полифункциональность,

·         социально-профессиональная ответственность,

·         самостоятельность,

·         креативность,

·         коммуникабельность.

        Учреждение реализует модель выпускника с качественно новыми возможностями для удовлетворения разнообразных запросов индивидуального, личностного развития обучающихся, способную:

·         гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем;

·         самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя рациональные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые  ими знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способным  генерировать новые идей, творчески мыслить;

·         овладевать ключевыми компетенциями;

·         грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования определенной задачи факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами рассмотрения, устанавливать статистические закономерности, формулировать аргументированные выводы и на их основе выявлять и решать новые проблемы);                                                                                                                                                                                                                                                                              

·         быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или грамотно  выходя из них;

·         самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Выпускник  школы:

1. Осознающий себя личностью, живущей в обществе, социально активный, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении.

2. Носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины, уважающий ценности иных культур, конфессий и мировоззрений.

3. Креативный и критически мыслящий, мотивированный к познанию и творчеству, самообразованию на протяжении всей жизни.

4. Готовый к выбору профессии и построению личной профессиональной перспективы и планов.

5. Способный к личностному выбору и  поступкам, готовый нести  ответственность перед обществом и государством за самостоятельно принятые решения.

6. Разделяющий ценности безопасного  и здорового образа жизни и следующий им в своем  поведении.

7. Уважающий других людей и умеющий сотрудничать с ними для достижения общего результата.

Целевое назначение ООП СОО:

1. Создать условия для реализации права на образование всем учащимся  (Закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ, ст. 5, п. 1: « В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование»).

2. Обеспечить дополнительную (углублённую) подготовку по английскому языку в рамках  индивидуальных  образовательных  маршрутов.

3. Для организации образовательного процесса использовать здоровьесберегающие технологии с целью охраны здоровья обучающихся.

4. Создать условия, способствующие раскрытию интеллектуального потенциала обучающегося и удовлетворению потребностей в познавательной, творческой, проектной,   исследовательской и других видах деятельности. Формирование личности.

5. Воспитание личности, имеющей осознанную гражданскую позицию, способной к самоопределению, знающей и любящей свой город, освоившей мировые культурные ценности и готовой участвовать в диалоге культур.

1.4.  Адресность ООП СОО

ООП СОО направлена на контингент обучающихся и родителей, ориентированных на углубленное изучение иностранного (английского) языка, обеспечивающего межкультурное общение и коммуникацию. Определяется в соответствии с Уставом Учреждения, правилами приёма в школу, распоряжениями Департамента  образования г. Новый Уренгой, Главы Администрации, Департамента образования ЯНАО.